NGG Russia  


 Меню

 Статистика







 Публикации

txtSQL Warning: Table "pages_clicks" doesn't exist in C:\OpenServer\domains\nggnew2\index.php on line 59

txtSQL Warning: Table pages_clicks doesn't exist in C:\OpenServer\domains\nggnew2\index.php on line 59
Версия для печати

Внедрение технологии поиска на местности местоположения дефектов магистральных газопроводов ОАО "Газпром" с использованием "ГИС магистральных газопроводов"

В.Е. Бочков ООО «Нефтегазгеодезия»

     В течение нескольких лет ООО "Нефтегазгеодезия" занимается геодезическим позиционированием трубопроводных систем ОАО "Газпром", которое проводится в рамках программы внутритрубной дефектоскопии. ООО "Нефтегазгеодезия" разработало методику по определению географических координат дефектов, выявленных при проведении внутритрубных инспекций.
     Данная методика состоит из нескольких основных этапов. Первым и важнейшим является этап определения географических координат объектов магистральных газопроводов (маркеров, кранов линейной части, отводов от линейной части и т.д.) так называемого базового набора объектов, которые в дальнейшем могут быть определены дефектоскопом как реперные точки и географического положения оси магистрального газопровода. Важную роль, помимо географической точности определения объектов, играет точность определения формальных характеристик объектов, таких как километраж, номера кранов и маркеров, собственные названия объектов, если они имеются, все эти данные будут востребованы на следующем этапе.
     На втором этапе производится связывание реперных точек из отчета внутритрубной дефектоскопии с базовым набором географических объектов. Таким образом, каждый дефект можно однозначно спроецировать на участок оси магистрального газопровода, ограниченный парой реперных точек. Непосредственно задача получения географических координат дефекта сводится к решению набора стандартных геодезических задач.
     Как показал опыт использования методики на практике, дефектоскоп определяет линейные координаты объектов с довольно высокой плавающей погрешностью, зависящих от состояния внутренней поверхности трубы, горизонтального уклона и т.д. , учесть эту погрешность позволяет введение коэффициента линейной погрешности. Данный коэффициент однозначно определяется для каждой пары смежных реперных точек отношением дистанции между географическими объектами соответствующими реперным точкам и линейной дистанцией между реперными точками по отчету внутритрубной дефектоскопии. Данный коэффициент должен составлять величину меньшую единицы, что объясняется большей дискретностью географического определения оси магистрального газопровода.
     Исходя из вышеизложенной методики, важную роль в точности определения географических координат дефекта играют точное геодезическое позиционирование оси магистрального газопровода и сокращение участков между реперными точками.
     Специалистами ООО "Нефтегазгеодезия" разработано специализированное программное обеспечение, обеспечивающее хранение и представление пространственной информации по трубопроводным системам, сопутствующим цифровым картографическим материалам и результатам внутритрубных дефектоскопий, а также обеспечивающее расчет географических координат дефектов в соответствии с вышеизложенной методикой и рад других специализированных функций.
     Использование данного программного обеспечения газотранспортным предприятием предусматривает развертывание централизованного хранилища пространственных данных, установку клиентских рабочих мест для всех заинтересованных служб и подразделений газотранспортного предприятия и объединение в единую геоинформационную систему. Расчет географических координат осуществляется непосредственно при их внесении в хранилище данных, по мере устранения дефектов информация об этом также вносится в систему. Этим обеспечивается постоянная актуальность хранимой информации для всех пользователей системы.
     Наиболее остро в информации по географическим координатам дефектов нуждаются линейные службы газотранспортных предприятий, отвечающие за их оперативное устранение. Если линейные службы связаны с информационным центром газотранспортного предприятия, где развернуто хранилище пространственных данных локальной сетью, то инженер линейной службы является пользователем системы и имеет непосредственный доступ к хранилищу пространственных данных, что дает ему возможность получать географические координаты напрямую. Если связь отсутствует или по каким-либо причинам недоступна, то линейные службы имеют возможность просчитывать координаты дефектов непосредственно на местах с помощью локальной версии специального программного обеспечения.
     Следующим этапом после получения географических координат дефектов и выбора перечня дефектов, подлежащих устранению, является обеспечение нахождение дефектов на местности, в форме наиболее упрощенной для инженеров линейных служб.
     Существует два основных метода нахождения дефектов на местности: загрузка перечня дефектов выезд на местность непосредственно с GPS-приемником; использование карманного персонального компьютера (КПК) со встроенным или подключенным внешним GPS-приемником.
У первого метода существует ряд существенных недостатков, среди которых: необходимость проведения конвертации географических координат дефектов во внутренний формат GPS-приемника, который может различаться в зависимости от модели и производителя приемника; невозможность использования цифровых картографических материалов на данный участок местности; малый объем оперативной памяти GPS-приемника, не позволяющий загружать большие массивы координат.
     Использование карманного персонального компьютера практически устраняет перечисленные недостатки. Специалистами ООО "Нефтегазгеодезия" разработано программное обеспечение КПК, обеспечивающее работу со всеми пространственными данными в их исходном формате, обладающее возможностью редактирования данных, что особенно важно для сохранения сведений об устраненных дефектах, и обеспечивающее пользователю привычный и знакомый по настольному компьютеру интерфейс. Помимо этого программное обеспечение обеспечивает весь объем специальных навигационных функций: отображение маршрута движения, выход на точку по пеленгу, совмещенных с цифровой картой местности. Точность определения координат полностью зависит от GPS-приемника, подключенного к КПК и, как правило, соответствует точности определения координат по первому методу.
     При использовании КПК инженеру линейной службы необходимо придерживаться следующего алгоритма:
          1. Определение перечня дефектов подлежащих устранению.
          2. Синхронизация цифровой карты местности и массива дефектов, отображаемых КПК с картой участка проведения работ по устранению дефектов и определенным перечнем дефектов из хранилища пространственных данных.
          3. Определение местоположения дефектов на местности.
          4. Устранение дефектов и внесение сведений об этом в КПК.
          5. Синхронизация сведений об устраненных дефектов с централизованным хранилищем.
Такой алгоритм проведения ремонтных работ дает возможность оперативно обновлять информацию, хранимую в системе. Сразу после прибытия инженера с ремонтных работ все пользователи системы получат сведения об устраненных дефектах.
     Наиболее целесообразным следует считать использование КПК, оборудованных встроенным GPS приемником, на данный момент такие модели предлагает уже целый ряд крупных производителей. Такой вариант исполнения КПК предназначен для широкого круга навигационных задач, поэтому имеет защищенный от воздействий внешней среды корпус, компоненты электронной схемы обладают большей надежностью.
     Также стоит отметить то, что КПК по своей функциональности полностью идентичен ноутбуку, притом намного более компактен и дешев, что позволяет прогнозировать дальнейшее распространение КПК не только в линейных службах, но и в других мобильных подразделениях ОАО "Газпром".



 Погода




 Международное    сотрудничество